Skip to content
Главная | Наследовательное право | Расследование преступных нарушений пдд

Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств Родовая криминалистическая характеристика преступлений; Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения транспортных средств носит преступный характер в случае причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека, а также причинения крупного ущерба. Закон различает эти преступления по видам транспортных средств: Дорожно-транспортное происшествие ДТП — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба.

По характеру механизма все ДТП подразделяются на: Большинство ДТП — это аварии столкновение транспортных средств, их опрокидывание, падение, взрыв, пожар на транспортном средстве. Аварию, связанную с большим количеством жертв, значительными разрушениями техники, дорожных и иных сооружений и пр. Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий смерть потерпевшего, причинение тяжко-то или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба.

Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, ответственность может наступить в гражданском порядке. Крупный размер определяется судом исходя из характера причиненного материального ущерба. Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов транспортного средства.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против личности, имущества или диверсию. В последние годы резкий рост автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дисциплины на транспорте управление автомобилем при отсутствии прав на его вождение, управление в нетрезвом состоянии, грубые нарушения правил движения и т.

Меры, предпринимаемые органами государственной инспекции безопасности дорожного движения ГИБДД , пока не в состоянии переломить эту тенденцию. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характеристикам автомобилей, развивающих значительную стартовую скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т.

К этому следует добавить типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации. И хотя привлечение их к ответственности по ст. При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства: Планирование расследования и первоначальные следственные действия. На начальном этапе планирование заключается, как правило, в определении круга неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств.

УК РФ предусматривает ответственность за оставление места ДТП лицом, управлявшим транспортным средством и нарушившим соответствующие правила движения или эксплуатации транспортного средства ст. Если это лицо скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства. Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия являются: Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра.

В соответствии с установленными правилами, работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения.

При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы водительские права, технический паспорт и др. До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре автоинженер, криминалист, судебный медик и др.

Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа должна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фиксации, а в ночное время — осветительные приборы. В начальной стадии осмотра следователь должен получить представление и зафиксировать в протоколе, на схеме дорожную обстановку: Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра узла происшествия его кульминационной стадии.

Отмечается зона распределения, следов и объектов, размеры единичных следов, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам столб на обочине, осевая линия, бордюрный камень и пр. Если транспортное средство ТС опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль. Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия обочине, бордюрному камню.

Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов сплошные, прерывистые и их длину. Затем переходят к осмотру транспортного средства, сочетая его с некоторыми проверочными действами технического состояния: Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа.

Повреждения на ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, излом, отслоение и наслоение краски, грязи. При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируются пешеход: Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды. Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей.

При этом учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. Для того чтобы определить, какой частью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека при переезде.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона кабины ; обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если водитель заявил, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо обычно указывают на погибшего , то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом в том числе работником ГИБДД проверяет исправность рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков.

все расследование преступных нарушений пдд могло

Эти сведения отражают в протоколе осмотра. Когда на месте происшествия имеется труп наезд на пешехода, переезд, выпадение , то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.

При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: В наружном осмотре трупа обязательно. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреждения, размеры, расстояние от подошвы стопы. В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Сначала фиксируют следы ходовой части: Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа от дорожного покрытия на теле трупа — от подошв обуви.

Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Обращают внимание на отделившиеся детали, части, кусочки краски, осколки и т. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод о том, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные сведения, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей; изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне кабине. Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись.

Удивительно, но факт! В этой ситуации основной задачей следователя является установление факта дорожно-транспортного преступления, времени и места его совершения, а также личности потерпевшего. Автотехническая экспертиза проводится для установления причин, механизма, обстоятельств, последствий ДТП, состояния транспортных средств и т.

Особо хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между объектами. После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки. После свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял устранил ее, прекратил движение.

Сведения о неисправности, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее событие. При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: Затем выясняют обстоятельства механизма самого ДТП, его кульминационной стадии: Детали события уточняются в зависимости от характера ДТП.

спросил расследование преступных нарушений пдд покинули

В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП. Следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них. Если свидетель находился в кабине салоне вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места происшествия, то основное внимание уделяют установке его общих и частных признаков: При наличии тяжелых травм потерпевший не в состоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего события. Иногда ДТП происходит настолько неожиданно, что потерпевший его не осознает. Кроме того, следует иметь в виду, что потерпевший — заинтересованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события. При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств.

Затем устанавливают, где он находился до наезда, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него, с какой скоростью двигалось ТС, какова была дорожная обстановка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпевшего сопоставляются с показаниями водителя и свидетелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения.

Розыск ТС, задержание и допрос его водителя. Если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог далеко уехать, организуется прочесывание расположенных неподалеку улиц, дворов, лесных массивов в местах съездов с магистралей.


Читайте также:

  • Возбуждение уголовного дела по пропавшим безвести
  • Разрешение на ведение аудиозаписи в судебном заседании
  • Снятие тс с регистрационного учета при продаже
  • Чем грозит выплата алиментов ребенку
  • Помощь при получении ипотеки спб